Перспективное планирование опытно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать  первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

 

Перспективное планирование опытно-исследовательской  деятельности в ДОУ

Вторая младшая группа

Неживая природа

Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской  деятельности Материал и оборудование
1. Вода Узнаем, какая вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества. Три емкости: пустая, с чистой водой, окрашенная вода с добавлением ароматизатора; пустые стаканчики.
2. Вода Изготовление цветных льдинок. Познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска. Стаканчики, формочки, краска, ниточки.
3. Снег Снеговичок. Подвести детей к пониманию того, что снег - это одно из состояний воды. Снеговик, вылепленный из снега, емкость
4. Воздух Что в пакете? Дать детям первоначальные представления о воздухе, его свойствах: невидим, без запаха, не имеет формы. Полиэтиленовые пакеты, баночки с крышкой.
5. Воздух Игры по обнаружению воздуха. Обнаружение воздуха в окружающем пространстве. Познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом. Дать представления о том, что ветер – это движение воздуха. Трубочки для коктейля, воздушные шары, ленточки, емкость с водой.
6. Песок, глина Мы – волшебники. Прдемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. Прозрачные емкости с песком и глиной, емкость с водой, палочки, сито.

Физические явления

Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской  деятельности Материал и оборудование
1. Цвет Волшебная кисточка. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешивания двух основных. Краски, палитра, кисточка, пиктограммы с изображением двух цветовых пятен, листы с тремя, нарисованными контурами воздушных шаров.
2. Звук Угадай, чей голосок? Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки. Металлофон, дудочка, балалайка, деревянные ложки,  металлические пластины, кубики, коробочки, наполненные пуговицами, горохом, пшеном, бумагой.
3. Теплота Горячо – холодно. Научить определять температурные качества веществ и предметов. Емкости с водой разной температуры, ванночка.


Человек

 

Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской  деятельности Материал и оборудование
1. Органы чувств Наши помощники. Познакомить детей с органами чувств и их назначением, с охраной органов чувств. Коробочки с дырочками, лимон, бубен, яблоко, сахар, чайник с водой.

Рукотворный мир

Объект Название опыта Цель опытно-исследовательской  деятельности Материал и оборудование
1. Бумага Бумага, ее качества и свойства. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется). Бумага, ножницы,  емкость с водой.
2. Древесина

Древесина, ее качества и свойства.

Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется, не бьется, не тонет в воде). Деревянные предметы, емкости с водой.
3. Ткань Ткань, ее качества и свойства. Научить детей узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает).

Образцы хлопчатобумажной ткани, ножницы, емкость с водой.